Анкилоз ВНЧС

Анкилозом ВНЧС называют аномальное ограничение подвижности нижней челюсти, провокатором которой является срастание суставных поверхностей.

О патологии могут свидетельствовать такие симптомы:

• неспособность полностью раскрыть рот;
  • деформирование нижней челюсти;
  • асимметрия лица;
  • патологии прикуса;
  • нарушение дыхательных функций и пр.

Причины

Заболевание ВНЧС носит воспалительную этиологию. Процесс может локализоваться в самом суставе, а также в области близлежащих органов. У детей патология может развиваться вследствие сепсиса новорожденных, сопровождающегося появлением гнойных метастаз в суставах и твердых тканях.

К прочим факторам риска относятся:

• травма, полученная при родах;
  • сильные удары и падения.

Травмирование или воспалительный процесс сопровождается повреждением суставных поверхностей, что обусловлено лишением хрящевой оболочки. В пораженном участке образуются грануляции, образующие между элементами сустава плотный рубцовый материал.

Типология

Формы заболевания:

• врожденная;
  • приобретенная.

Первый тип диагностируется редко и часто сопутствует другим заболеваниям лицевого и челюстного отделов.

По локализации выделяют:

• односторонний анкилоз (93% от общего числа заболеваний);
  • двусторонний (7%).

Что касается стороны поражения, анкилоз затрагивает правую и левую часть одинаково часто.

В зависимости от специфики изменения суставных поверхностей:

• фиброзный;
  • костный.

Костный анкилоз диагностируется у детей и подростков, что обусловлено повышенной функцией костеобразования в этот период. У взрослых пациентов анкилоз, как правило, носит фиброзный характер.

По структуре заболевание может быть:

• полным (сопровождается полной потерей подвижности нижней челюсти);
  • частичным (на поверхностях сустава сохраняется здоровая хрящевая ткань).

Клинические симптомы

Пациенты с этим заболеванием жалуются на отсутствие возможности полностью открыть рот, что вызывает сложности во время приема пищи, отрицательно сказывается на качестве речи. Больным противопоказан прием твердой пищи, поэтому им приходится соблюдать "жидкую" диету.

Развитие патологии у детей сопровождается нарушением анатомии лицевых костей черепа, зубными аномалиями, нарушением окклюзии и другими малоприятными симптомами.

Односторонняя форма характеризуется смещением средней части лица в сторону пораженной части, в связи с чем возникает риск формирования перекрестного прикуса.

При двухсторонней форме подбородок отходит назад, развивается микрогения (недоразвитость нижней части лица, также известно как "птичье лицо"). Также возможно развитие прогнатии наряду с глубокой окклюзией.

Характерными признаками болезни также являются:

• апноэ в ночное время;
  • бессонница;
  • храп.

В связи с затруднением проведения гигиенических процедур полости рта на зубах образуется налет и камень, повышается риск воспалительных процессов.

Методики лечения

Протокол лечения врач составляет на основании результатов диагностики.

Так, фиброзный анкилоз на первых стадиях поддается консервативному лечению:

• физиотерапевтические процедуры (УЗ, электрофорез и др.);
  • инъекционное введение гидрокортизона в пораженный сустав;
  • механотерапия.

В некоторых случаях показано проведение редрессации (насильственное раздвижение челюстей). Операция проводится под анестезией и позволяет решить сложные клинические задачи.

Стойкий фиброз любой формы лечится исключительно оперативно. После хирургического вмешательства пациенту предстоит ортодонтическая коррекция. Операция нацелена на коррекцию деформаций и восстановление нормального функционирования НЧ.

Важное место в оперативном лечении заболевания принадлежит анестезиологическому обеспечению, что связано с затруднением интубации. Например, пациентам с атрезией или суженными носовыми ходами необходима трахеотомия, поскольку провести назотрахеальную интубацию в подобных случаях невозможно.

Хирургическое лечение может проводиться по одной из следующих методик:

• остеотомия НЧ и вытяжение скелета;
  • остеотомия и артропластика;
  • костная пластика (проводится при помощи костного аутотрансплантата либо аллотрансплантата).

Конкретная методика выбирается с учетом характера и степени аномалии. Чтобы не допустить рецидива после операции, пациенту устанавливаются ортодонтические конструкции для фиксации НЧ (например, внутриротовые шины, каппы, пластины). Кроме того, назначается послеоперационное лечение (массаж лицевых мышц, физиотерапия, миогимнастика).

Ортодонтическая коррекция позволяет восстановить нормальный прикус и вернуть все зубы на свои места. После операции может потребоваться пластика (ментопластика) для восстановления эстетичности.